Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.
Э. Севрус

Недавно я писала статью о детском непослушании «Послушный ребенок». Эта статья вызвала споры среди моих знакомых и друзей. Одни говорили, что распущенный ребенок, которому все можно, тоже сулит дефекты в характере. Другие говорили, что ребенок должен слушаться родителей беспрекословно и любые средства хороши. Третьи давали ребенку полную свободу действий.

Недавно я наблюдала одну ситуацию, которая многое объясняет в деле послушания детей и как его добиться, не подавляя личности ребёнка и не препятствуя его развитию.

Возле дворца культуры, где мы гуляли с дочерью, стоит сооружение – излюбленное место для игр детей. Это фонтан, состоящий из нескольких прямоугольных бассейнов, расположенных на разном уровне. Венчает эту «красоту» статуя девушки. Фонтан включают редко, не чистят, вода скапливается в бассейнах, туда кидают мусор. Велика вероятность упасть в воду или просто с высокого бортика (что часто случается). В общем, место не самое лучшее для детей, но дети очень любят играть там в догонялки, возиться в грязной воде. Я дочери там играть не разрешаю, причем, я давно объяснила ей в чем опасность, к тому же дочь видела несчастные случаи и сама никогда на фонтан не лезет. Но другие родители как-то спокойно к этому относятся.

Так вот, в тот день гуляли несколько мам с детьми дошкольного возраста. Несколько мальчишек лет 5-6 затеяли опять любимые игры на фонтане. Одна мама подошла к сыну и спокойным голосом сказала «Коля, включи мозги!». Каково было моё удивление, когда Коля спокойно слез с опасного места и пошёл играть в другие игры.

Вторая мама – высокая, красивая, хорошо одетая женщина тоже решила снять сына с фонтана, но на её властное заявление «Дима, слезь и не прыгай!» сын вообще никак не реагировал. Потом она попыталась сама залезть на фонтан с гневными криками «Я сказала, быстро слезай!». Сын опять не реагировал. Потом она решила вообще уйти и позвала Диму домой. Дима продолжал бегать. Тогда она сказала, что уходит и на самом деле ушла. Дима не обратил на действия матери никакого внимания. Мамы не было минут 20 (она наблюдала за мальчиком из-за угла дома). Потом она вернулась, но сын бегал, как и раньше. Ещё позвав его раз пять, она села на лавочку, достала книгу и стала читать!!!!! Чем кончилась вся эта история, я не знаю, мы с дочерью ушли. Но я еще долго была под впечатлением!

Вот такое непослушание я не могу вообще допустить никак. И как вы понимаете, виновата в этом только мама.

Первая мама действовала абсолютно правильно. Она ничего не запрещала сыну Коле. Она дала право выбора ему самому, и сын сделал, конечно, правильный выбор. Он четко понимал, чем может кончиться его опасная игра. Но главное – он сам принял решение.

Вторая мама, видимо, допустила несколько ошибок в воспитании ребёнка.

  1. Слишком сильно баловала его, не давая самостоятельности и разрешая всё с умилением говоря «Ну это же ребёнок, пусть побалуется…»
  2. Видимо в семье допускается игнорирование и неуважение мамы и со стороны других членов семьи. Например, отца. Сын решил, что ему тоже можно.
  3. Мама не трудится объяснять причины своих требований и запретов, не давая ребёнку самому выбирать, что делать. Он просто делает всё против матери, даже если это опасно (у ребенка чувство опасности обычно еще не развито).
  4. Мама привыкла идти на поводу у ребёнка и не считает нужным добиваться своего. Ребенок просто манипулирует мамой.
  5. В семье отсутствует принцип единства наказания (один наказывает, другой не должен жалеть), и многое просто спускается с рук.

Вследствие всех этих ошибок сформировалось четкое убеждение у ребёнка, что маму уважать необязательно, она не имеет право голоса, и, вообще, можно делать всё, что вздумается. Мама повякает и перестанет, а я всё равно сделаю всё что хочу. Можно ли такое непослушание назвать полезным и способствующим развитию? Конечно, нет!

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика