Часто ли у вас есть желание и время разговаривать с ребенком? Интересны ли вам его проблемы, его взгляды и его страхи? Часто ли вы стараетесь подробно отвечать на его вопросы? Многие родители, бабушки, дедушки, тёти и дяди, старшие сёстры и братья вообще не считают нужным интересоваться жизнью малыша и разговаривать с ним. На все вопросы у них есть «хороший» ответ: «Вырастешь, узнаешь». Или того хуже, многие взрослые просто игнорируют детские проблемы, называя их глупыми. Как часто можно услышать от родителей окрики типа: «Отстань со своими глупостями», «Замолчи, мне некогда, дай отдохнуть от тебя» и тому подобные, часто, более грубые слова. Такое поведение взрослых приводит просто к непоправимым последствиям. Вырастает ребенок, и родители удивляются: «Он совсем меня не уважает, я ведь так для него стараюсь», «Он меня не слушается и делает всё по-своему», «Он неуправляемый и меня ни во что не ставит». Под стараниями понимается следующее: накормить, одеть и купить игрушки. Всё. Многие родители считают, что этого вполне достаточно, что бы ребёнок вас любил и уважал. На самом деле ребёнку плохо и одиноко.

Теперь давайте попробуем разобраться, почему же так происходит? Формирование личности ребенка происходит в первые три года жизни. В этом возрасте формируется характер ребенка, его отношение к миру и к людям его окружающим, ребенок учится общаться, формируется его словарный запас и еще очень многие психологические факторы развития. И теперь представьте, что мама либо молчит, либо ругается, либо что-то заставляет делать, либо что-то запрещает. На этом её общение с малышом заканчивается. У ребенка формируется понятие, что его не любят, что он никому не нужен, что он постоянно делает что-то не так, его не слушают, и он вообще не имеет право голоса. Позже это перерастает в формирование заниженной самооценки, неуважению к себе и ко всем окружающим. А потом родители удивляются, почему их сын или дочь ненавидят всех окружающих, жадничают, дерутся или просто игнорируют окружающих.

Чтобы этого избежать, нужно совершенно четко понимать, что ребенок – это личность, а не орущий комок, мешающий спать. В первые годы жизни он очень сильно зависит от мамы и папы. Но если кормить вы его не забываете, то не забывайте и разговаривать с ним, ему это не менее важно. Постарайтесь никогда не говорить, что он еще маленький и ему рано еще что-то знать, это унижает его. Лучше придумайте что-то вроде сказки, объясняющей суть дела. Когда ребенок учится говорить, слушайте его, хвалите его за маленькие достижения, и выражайте свои эмоции ярко. Даже если вы не понимаете, что нарисовал ваш ребёнок на листе, не оставайтесь равнодушными. Обсудите рисунок, спросите, что ребёнок нарисовал, похвалите его. Ребёнок должен постоянно чувствовать, что вы искренни с ним, что вы цените его усилия и радуетесь достижениям. Необходимо обсуждать и проблемы ребёнка. Они у него есть, хотя они и кажутся вам глупыми и смешными. Серьёзные разговоры непременно должны случаться, объясняйте ребенку, как выходить из какой-то сложной ситуации. И обязательно рассказывайте сказки, когда ребенок уже будет говорить, то обсуждайте сказки и их смысл, обсуждайте поступки героев. Один из аспектов формирования самостоятельной личности – это умение оценивать ситуацию и принимать решения. Обсуждая ситуации в сказках, вы на самом деле выполняете важный воспитательный процесс. Вы формируете личность ребенка в правильном направлении. Он учится принимать решения и оценивать жизненные ситуации, понамает что такое «хорошо» и что такое «плохо». В будущем он не будет ждать, когда за него кто-то что-то сделает, не будет маменькиным сынком, а сможет отвечать за себя и свои действия.

Начинать разговаривать с ребёнком надо ещё тогда, когда он в утробе матери. Говорите, как вы его любите, какой он замечательный, красивый, умный и добрый. Он вас понимает и запоминает ваш голос, интонации, и, родившись на свет, уже знает, что есть у него любящие ангелы-хранители – мама и папа. Он знает, что желанный на этом свете и именно в этот момент и закладывается основы всей его жизни.

Если вы наказываете ребенка, обязательно объясните, за что. Часто родители не подозревают, что ребенок вообще не понимают, за что его наказали. После наказания поговорите о том, что случилось, объясните еще раз как надо поступать и как не надо и почему, обязательно скажите, что вы его любите, не смотря ни на что. Вот тогда ребёнок поймёт, что вы от него хотите и при этом его уважение к вам не пропадет, а наоборот, будет только крепнуть. И еще… Страх никогда не должен быть фактором воспитания. Никогда не запугивайте ребёнка ни наказанием, ни страшилками из разряда «Будешь так делать, волки заберут». Ребёнок должен четко понимать, почему именно нельзя то или другое делать. Например, моя старшая дочь никак не могла понять, почему нельзя совать руки в чай и все слова «горячее, обожжёшься» не работали. Оказывается, она просто не понимала смысла этих слов. И никакие объяснения не работали, пока однажды не подвернулся ей под руку стакан с горячим чаем. Было много слёз, но она, наконец, поняла, что означает «горячее» «обожжёшься». Объясняйте ребенку что-то на его языке, показывайте, что такое «мокро», «холодно», «остро» и т.д. И не называйте его тупым, бестолковым и упрямым. Ребенок познаёт мир и не всё он может просто принять на веру. Ребёнок должен быть любопытным исследователем. Это его жизненная необходимость.

И помните, что никакой детский сад, никакой самый замечательный воспитатель или няня не заменят ребенку общение с родителями. Причем, разговаривать надо и с мамой, и с папой. Ребёнку, независимо от пола, важно видеть линию поведения как мужчины, так и женщины.

Разговаривайте с ребёнком, а не читайте нотации; объясняйте, а не назидайте; требуйте послушания, а не запугивайте и тогда ваш ребёнок вырастет любознательным, самостоятельным, смелым и доброжелательным. И еще… Он будет любить вас и будет доверять вам, а это дорогого стоит…

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика