- Мама, помнишь ту китайскую вазу из фарфора,
которая передается в нашей семье из поколения в поколение? –
спрашивает дочь.
- Конечно, помню. А что?
- Да ничего особенного. Просто моё поколение прервало эту традицию.

Спросите любого родителя, воспитателя или учителя: «Послушный ребенок – это хорошо?». Большинство из них скажут: «Конечно, хорошо!!! Просто великолепно!!!» Почему они так считают? Скорее всего, потому, что послушный ребенок не причиняет неудобств. Он делает то, что ему говорят, не сует свой нос, куда не просят и вообще не мешает жить. То есть он просто удобен и не создает много хлопот. В итоге, воспитывая послушного ребенка, взрослые преследуют одну цель – как можно меньше «заморачиваться» с детьми.

В.П. Эфроимсон и Е.П. Изюмова в своей статье «На что мы надеемся, или нужно ли растить гениев», опубликованной в философском сборнике «Квинтэссенция», пишут: «И родители, и воспитатели в детских садах, и педагоги тратят огромную часть своих усилий на то, чтобы вырастить «нормального» ребенка, то есть, в конечном счете, достичь конформности, а следовательно, - и это почти неизбежно – погасить чрезмерную любознательность, живость, нестандартность, превратить ребенка в существо непроказливое, ненадоедливое, поменьше спрашивающее, минимально неудобное, минимально любопытное, минимально инициативное, максимально инертное, максимально ПОСЛУШНОЕ.

И это вполне объяснимо, потому что ни в семье, перегруженной повседневными заботами, ни в детском саду, ни в школе иначе нельзя управиться. Объяснимо, но не простительно. Потому что «почемучка» постепенно превращается в существо, принимающее любые установления и факты такими, какие они есть, и теряющее всякий интерес к исследованию причинно-следственных связей, то есть всякий интерес к творчеству.

В «единой советской школе» (статья писалась во времена существования Советского Союза – авт.) есть отметка по поведению. Было бы точнее назвать ее оценкой «за послушание». Выставляя неудовлетворительные оценки за поведение, учителя добиваются «дисциплины». Но послушание и конформизм – не дисциплина! Это, прежде всего, и самое главное – уничтожение или притупление самобытности, самостоятельности мышления, своего, особого, своеобразного взгляда на мир, на отношения между людьми».

Вот такой получается парадокс: послушный ребенок лишен возможности развиваться и познавать мир. Если понаблюдать за родителями, но можно частенько увидеть, как мама наказывает своего 2-3 летнего ребенка за то, что он не есть, за то, что он лезет, куда нельзя, за поломку игрушек, за грязную одежду и т.д. Часто можно услышать жалобы родителей: «он вечно орёт», «он не слушается», «он мне надоел глупыми вопросами» и т.д. И еще одно заблуждение: многие родители считают, что ребенок не слушается им назло. В действительности разные способы неповиновения ребенка – это не способ вас вывести из себя. Маленький ребенок не может действовать нарочно. Надо принять то, что у ребенка, так же как и у взрослого могут быть свои желания и нежелания. Не нужно бороться с этим, попробуйте позволить ребенку выбирать. Хотя бы иногда. Никогда нельзя требовать от маленького ребенка абсолютного послушания.

Частенько родители упрекают ребенка и том, что он непоседа и часто даже ругают его за то, что он не может посидеть хоть минуту спокойно. Но это крайне неверное заблуждение. Активные движения просто жизненно необходимы ребенку, как воздух, чтобы правильно и гармонично развиваться. Учтите, что ребенку 3-4 лет необходимо сделать 9-10 тысяч шагов в день, а более старшие дети должны двигаться еще больше.

Вот еще слова известного ученого Януша Корчака: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремиться усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен».

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика